Педсовет «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций народов Среднего Урала».

18 ноября 2015 года в МБ ДОУ № 47 прошёл педсовет «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций народов Среднего Урала». В рамках педсовета прошла деловая игра «Знай, свой родной край, познакомь с ним детей!» Команды «Самоцветы» и «Уральские самоцветы» соревновались в знании культуры, обычаев и традиций народов Среднего Урала.

P1060856 P1060857 P1060859 P1060860 P1060864

 

        ПОВЕСТКА ДНЯ:    

  1. Культурно-исторический подход.
  2. Деловая игра «Знай, свой родной край, познакомь с ним детей»
  3. Итоги тематической проверки «Система работы по ознакомлению детей с культурно-историческими традициями народов Урала»
  4. Итоги взаимопроверки «Создание условий по ознакомлению детей с народной культурой»
  5. Анализ конкурса на тему: «Лучшая кукла в костюме народов Урала»

 

  1. Культурно-исторический подход

Культурологический подход к образованию — это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть её состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает её как свой образ жизни и деятельности, как определённую культурную среду, а также продолжает её развивать. Так, например, сочинение, рукоделие на занятии следует рассматривать как приращение культуры и её проживание. Такой подход к образованию способствует учёту национальных, религиозных, исторических особенностей детей, сближение образования с жизнью обучающихся.

Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами.             Культурологический подход к образованию — это создание единого уклада жизни детского сада и семьи, гармонизация интересов общества, детского сада и личности ребёнка. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребёнка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребёнка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

 

  1. ДЕЛОВАЯ ИГРА: «Знай, свой родной край, познакомь с ним детей»

Цели:

  • Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно — историческими традициями народов Урала.
  • Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.
  • Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.

Правила игры: Игра проводится в виде соревнования двух команд. Команды отвечают на вопросы и выполняют задания. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. Победа присуждается той команде, у которой окажется максимальное количество фишек.

                        Вступительное слово старшего воспитателя:

В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее.

 Урал — уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с раннего возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы. Но, прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего региона. И в сегодняшней деловой игре мы выявим, насколько мы овладели подобными знаниями.

                                                   Ход деловой игры:

Задание № 1 – Приветствие команд.

Задание № 2- «Ответы знатоков педагогических секретов»

Предлагаются вопросы для обсуждения. Каждая команда получает по 4 вопроса. Вопросы для обсуждения:

  1. Какие народы проживают на Урале?
  2. Какие формы работы вы используете, знакомя детей с традициями и культурой народов Урала?
  3. Охарактеризуйте самые эффективные технологии образовательного процесса, которые вы используете в процессе ознакомления детей с культурой народов Урала.
  4. Где вы чаще всего используете фольклор народов Урала? Что конкретно? Приведите примеры из своего опыта.
  5. Используете ли вы игры, которые знакомят детей с национальными традициями и обычаями Урала.
  6. Какие подвижные игры народов Урала, на ваш взгляд, можно использовать при проведении режимных моментов, а какие во время тех или иных занятий.
  7. Имеют ли место в вашей практике те или иные формы работы с родителями, направленные на их приобщение к традициям и культуре народов Урала.
  8. Где вы знакомите детей с прикладным народным творчеством, на каких занятиях и каким образом в совместной деятельности.

Задание № 3 — «Как мы знаем пословицы и поговорки народов Урала»

Старший воспитатель произносит пословицы и поговорки народов Урала участники игры должны дополнить пословицу

«Чести без труда не сыскать»

«Ремесло везде добро»

«Не спеши языком, а не ленись руками»

«Работа хвалит мастеров»

«Работай —не выробишь, как рядок не вырядишь»

«Ремесла за плечами не висят, а с ними добро»

«Ремеслом и увечный хлеб сыщет»

«Горбатого исправит могила, а прямого — дубина»

«Где баба ни бери, а внука корми»

«И курица пьет»

«Времена шатки — береги шапки»

«Кто много обещает, тот мало дает»

«Без ума торговать — только деньги терять»

«Не прав медведь, что корову съел, не права и корова, что в лес зашла»

«Осел и в Киеве конем не будет»

«Волка на собак в помощь не зови»

«В сердце нет окна»

«Слово не стрела, а пуще стрелы»

Задание № 4 «Знакомим с правилами народных игр»

Каждая их команд   знакомит соперников с одной из игр народов Урала и проводит ее с соперниками.

 Задание № 5 «Разгадай кроссворд»

Бажов Павел Петрович «Малахитовая шкатулка»

По горизонтали
4. Фамилия хозяина заводов
7. Кому больше всего подошло содержимое шкатулки
8. Чем Танюшка занималась, чем зарабатывала на жизнь

По вертикали
1. Что Паротя заказал Танюшке вышить
2. Что подарила странница Танюшке на прощание
3. Что Хозяйка Медной горы подарила Степану на свадьбу
5. Как звали вдову Степана
6. Как народ прозвал нового приказчика

Бажов Павел Петрович «Хозяйка медной горы»

По горизонтали
2. Место где добывали руду
4. Река, где были покосы
5. Имя невесты Степана
7. Что чаще добывали в горе
9. Войско Малахитницы

По вертикали
1. Что Медной горы Хозяйка подарила невесте Степана
3. Как называли в природе Медной горы Хозяйку
4. Как называются произвединия п.п. Бажова
6. Имя героя мастера, который встретил Медной горы хозяйку
8. Сколько испытаний приготовила Хозяйка Медной горы для Степана

Бажов П.П. «Каменный цветок» (для жюри)

По горизонтали
2. Из какого камня был сделан цветок?
3. Кто такая Катя?
5. Что заказал барин?
6. После выздоровления Данила отправили к…
8. Название горки где раньше добывали малахит…

По вертикали
1. Главный персонаж сказки…
4. Данила вылечила бабушка…
7. А то ещё.. . цветок есть.

  ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ К ДЕЛОВОЙ ИГРЕ:

1.Педагогам продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме воспитания детей на основе культурно-исторических традициях народов Урала

Срок – постоянно. Ответственные – все педагоги.
2. Воспитателям групп разработать конспекты интегрированных занятий по ознакомлению детей с культурой народов Среднего Урала. Срок до 29.01.2016 года. Ответственные – воспитатели групп.

3. Инструктору по физической культуре до 29.01.2016 года разработать конспекты спортивных развлечений с включением подвижных игр народов Урала.

4. Музыкальным руководителям сделать подборку музыкального репертуара народов Урала по каждой возрастной группе. Срок до 29.01.2016г.

5. Старшему воспитателю в срок до 05.02.2016 года систематизировать весь наработанный материал по данной теме.